Light verses. Светостихи.

                                                                                   Памяти Исаака Азимова (1920 – 1992).

Так назывался маленький и достаточно скромный рассказ Азимова, опубликованный в 1973 году. Сюжет тоже прост.
Состоятельная вдова космонавта устроила из своего дома музей редкостей и антикварных изделий. Сама же она увлекается своеобразным художеством: Создаёт свои скульптуры из света. Азимов не даёт в рассказе «объяснения» как и из чего она создавала скульптуры, он лишь намекает, что многие художественные музеи с её разрешения снимали с её трёхмерных художеств голографические копии. Так что, может быть, она тоже делала голографически?
Прислуга в её доме – роботы, к которым она относится как к живым людям, вежливо и с любовью. Особенно она привязана к старому, уже давным-давно изъятому фирмами  из производства роботу Максу. Совершенно разрегулированному и мало что умеющему делать, разве что быть гардеробщиком. Ей неоднократно предлагали ввести в него новые и более совершенные программы, однако она неизменно отказывалась.
Наконец к ней на приём напрашивается некий главный инженер огромной фирмы – производителя роботов. И выйдя из гардеробной, он невзначай говорит ей. «Ваш робот Макс был, ну, совершенно негоден для выполнения простейших операций, полагающихся прислуге, так что я его за пару минут ПОДРЕГУЛИРОВАЛ!
Вдова – в ярости! «Что вы сделали!!! Ведь именно ОН создавал мои необыкновенные скульптуры из света, благодаря своей ошибочной или разладившейся регулировке! А вы всё погубили!»
Хватает антикварный кинжал и убивает инженера!

Одна мысль в этом рассказе постыдно стадная и стара как всё человеческое стадо: Талант – это некое помешательство, эдакая «чокнутость». Так из века в век оплёвывали вполне психически нормальных людей из-за их неординарного таланта. Ведь, что такое НЕОРДИНАРНОСТЬ?
НЕДО или РАЗРЕГУЛИРОВАННОСТЬ ОБРАЗА МЫШЛЕНИЯ!
Это не «НЕВСЕХНЕЕ», принятое повсеместно, мышление! В стаде  ВСЕ думают «как люди», а этот/эта – чокнутые, не могут думать как мы все: НОРМАЛЬНО! Потому они  НЕнормальные!
Грустно, что и Азимов, сам человек незаурядно мыслящий, тоже присоединился к этому гнусному хору злобных тупиц. Стадное мышление сидит в наших генам, будучи вбито наглухо, вот и прорывается, иногда даже вне нашей воли. Даже роботам присывается некая «ненормальность»!

Другой аспект – это светоскульптура.
Голография известна давно и ею я заниматься не буду.
Но как иначе создать скульптуру из света?

Представим себе некий большой «Аквариум», заполненный туманом.
Представим себе, что мы каким-то образом осветили внутри него одну точку. И зрители её, конечно, могут видеть. Теперь представим себе множество вспыхивающих точек, но так быстро, что они сливаются в некое трёхмерное изображение. Возникает скульптура, допустим. «золотой рыбки», светящейся разными цветами и объёмная. Те, что смотрят на неё с одной стороны, видят один ракурс рыбки, другие – другой. То есть по-настоящему объёмную  фигуру рыбки. Она может быть подвижной и плавать с туманном аквариуме. Потом серна, потом тигр, потом красивая женщина или красивый мужчина, могут двигаться. Скажем, гимнастка, выполняет акробатические прыжки и прочее. Всё это, как в кино (но по-настоящему трёхмерном!) создаётся множеством разноцветных и очень быстро вспыхивающих точек. Частички тумана – микрокапельки, ярко «вспыхивают» и рассеивают лучи во все стороны.

Теперь вопрос: Как это реализовать технически?
Лазерный луч или зеркало, отбрасывающее свет от многих цветных лазеров, меняющее направление по приказам компьютерной программы? Но мы должны видеть совокупность ТОЧЕК, а не светящихся прямых линий.  Линии давно известны, но из них не сделаешь правдоподобной фигуры в тумане. Ведь все капельки по траектории луча будут светиться рассеянным светом! (Эффект Тиндаля)
Если сделать зеркало параболическим, меняющим не только направление луча, но и фокусное расстояние, то наиболее сильное свечение будет только в точке фокуса. Но всё равно, не только «точка» фокуса, но и место схождения лучей тоже будет достаточно ярким. Получится некая размазанность изображения, неконтрастность.

Задача: Получить некую светящуюся точку в любой части тумана, но путь луча к ней, её «освещающий», должен быть невидим с любой стороны и в любом ракурсе.
Допустим тонкий луч невидим (ультрафиолет), а капельки из фотоактивного вещества тумана начинают светиться под действием излучения. Но всё равно, все капельки по ходу луча будут «возбуждаться» определённой длиной волны и светиться. Не подходит!
Нужен, снова, некий луч, невидимый внутри «аквариума», но дающий вспышку лишь в нужной точке.
Получается, что кроме голограммы нет пути?
Жаль, Азимов умер в 1992 году. Могли бы у него спросить, как этот работ Макс создавал светоскульптуры – светостихи? Ведь ДО  подрегулирования ОН УМЕЛ ЭТО ДЕЛАТЬ!
Остаётся одно  – думать.

Возможный вариант: Не один, а, скажем, три ультрафиолетовых луча сходятся в одну точку из трёх граней куба — «аквариума». Фокус в том, что каждый луч слишком маломощен, чтобы вызвать видимое свечение некого маленького объёма («точки») тумана. А три, сошедшихся в одной «точке», это делают.

Другой вариант: Тот же принцип схождения трёх лучей, но инфракрасного спектра, вызывающих разогрев «точки» их схождения и как результат свечение, специального вещества, начинающего излучать видимый свет НЕ ОТ СИЛЬНОГО НАГРЕВА, а просто при определённой температуре.

Ещё один: Аквариум заполнен не туманом, в мутноватой водой, содержащей вещество — люминофор, способное светиться под действием ультразвука. Схема та же, что и в двух предыдущих.

Гигантские «световые скульптуры» можно создавать из управляемого компьютером генератора (или нескольких генераторов)  туманных (дымовых) вихревых колец.

Следующая забавная мыслишка – продолжение предыдущей.
Как известно, разряжённые газы способны светиться под действием стокновений их атомов с быстро движущимися электронами. Все люминесцентные лампы так работают, правда, там — процесс двустадийный. Атомы газа излучают преимущественно ультрафиолетовые лучи, которые возбуждают видимое свечение тонкого слоя люминофора на внутренней стороне стекла лампы.

Но здесь идея другая: «Электронные вихревые кольца.»
Представим себе некую лампу с рязряжённым газом, в которой электроны излучаются не узким лучом, а довольно рассеянными сгустками. Движутся к аноду. Но электроны в сгустке не обладают достаточной энергией для возбуждения свечения газа.
Посылаем им вслед некое вихревое кольцо, состоящее из кольцевого изменяющегося магнитного поля и «обвивающего» это кольцо вихревого электрического поля, которое  концентрирует и ускоряет электроны в сгустке.. Собравшиеся в плотный «комок»  в центре «вихревого кольца» электроны ионизируют газ и вызывают его свечение.
Управляя местом «сборки-концентрации и ускорения» облачков электронов мы из множества таких светящихся «точек» создаём объёмную светящуюся фигуру.
Faciant meliora potentes.
31III 2020
https://www.teamlab.art/concept/lightsculpture-fog/

Light verses. Светостихи.: 2 комментария

  1. Уважаемая LiDea,
    Признателен Вам за интерес к светоскульптуре! Это, конечно, выдумка Азимова, но голограммы уже были известны во дни написания им рассказика. Мне же захотелось попробовать обойтись без голографии.
    Ваш Эспри

    Нравится

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s