Only two phrases. (An attempt to analyze the literature chef-d’oeuvre.) Всего две фразы.

Попытка анализа литературного шедевра.

«Очередь, серая, каменная, была несокрушима, как греческая фаланга.

Каждый знал своё место и готов был умереть за свои маленькие права.»

Классический пример шедевра, который по определнию Поля Валери, является художественным произведением, от которого ничего нельзя отнять и к которому ничего нельзя прибавить. То есть некое совершенное произведение человеческой мысли.

Явление крайне редкое, но всё же случающееся.

А кроме необыкновенного эстетического наслаждения, которое получаю каждый раз, вспоминая эти два предложения, у меня в голове начинает крутиться любопытство:

КАК ОНИ ПРИШЛИ К ТАКОЙ ГЕНИАЛЬНОСТИ???

Я не могу поверить или хотя бы представить себе, что Ильф и Петров сидели за столом и уныло думали: А как бы нам описать эту очередь на советской почте? С чем бы «по-красивше» её сравнить?

Нет! Это наверняка родилось в их сознании мгновенно! Молнией!

Значит вопрос в том, почему возникло такое сравнение?

Оно совершенно неожиданно и столь же совершенно точно совпадает с реальностью!

Оба автора, конечно же бывали на почте и стояли в очередях. Сварливость и жестоковыйность «ждущих своего часа» была им хорошо знакома.

С другой стороны, оба, учась в гимназии, знали, из уроков истории, что такое фаланга.

Дисциплинированная, сплочённая воедино группа тяжеловооружённых копьями и щитами воинов.

Как их мышление «ЛЕГАТО» простёрлось от заурядного и серого до тошноты советского быта на тысячелетия назад в романтическую дымку к Гомеру, Филиппу Второму Македонскому и Александру Великому, его сыну?

Знание истории?

Да, кто же её, в таком хотя бы виде, не знает?

Любой школьник.

Миллионы, сотни миллионов людей изучали в школе историю.

Миллионы и сотни миллионов людей стояли и стоят поныне в очередях.

И НИКТО, кроме Ильфа и Петрова, не подумал даже сделать такое сравнение!

Ладно, это молниеносная Вспышка, Озарение, Вдохновение.

Но возьмём науку.

Там тоже учёный испытывает иногда, крайне редко, такое же вдохновение, когда его мысль вдруг на крыльях интуиции с лёгкостью перепархивает через зияющую логическую пропасть, на краю которой он безнадёжно топтался недели, месяцы и годы. И вдруг, интуиция подхватила бедного топтуна и с лёгкостью перебросила его на другой край пропасти, где лежало сокровище – РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ.

Это – счастливый, Счастливый, СЧАСТЛИВЫЙ МИГ!!!

Но дальше учёный понимает, что сказать «Эврика!» мало, надо проложить логический мостик назад к проблеме на том краю, где он столь безуспешно блуждал. Иначе никто не поймёт этого «перелёта».

И он принимается за строительство мостика назад, чтобы другие, как и он, бОльшую часть своей жизни БЕСКРЫЛЫЕ, могли осторожно протопать по нему неуверенными шажками.

Как некий Херувим,

Он несколько занёс нам песен райских,

Чтоб, возмутив бескрылое желанье

В нас, чадах праха, после улететь…

Так, улетай же! Чем скорей, тем лучше…

А.Пушкин, «Моцарт и Сальери».

В науке это обычно возможно и просто необходимо!

МОСТИК НАД ПРОПАСТЬЮ НАЗАД.

А можно ли нам проложить в ИСКУССТВЕ такой же мостик?

Возможно ли?

А для чего?

А для того, чтобы идя по нему назад, мы могли найти несколько пёрышек, слетевших с ТЕХ крыльев. Раз нашли, два нашли и через сотню таких находок у нас самих уже может получиться слепить из них СВОИ крылышки…

Итак, поставим себя на место Остапа.

Он, сгоряча, ткнулся было к окошку, но граждане, нервно поднимая локти, отбросили его в конец очереди.

Он посмотрел на людей…

Злые, суровые и жёсткие лица.

Серый бездушный камень…

Сочувствия и снисхождения не жди…

Почему?

Потому что каждый думает о себе – он послушно встал в эту очередь и тем приобрёл ПРАВО быть каким-то номером в этой длинной чреде. ПРАВО, маленькое, очень маленькое, но СВОЁ!

Значит анализ надо было начать не с первой, а со второй фразы:

«Каждый знал своё место и готов был умереть за свои маленькие права.»

Но где такая суровость и решимость умереть бывает?

Только в хорошо сплочённой и предельно дисциплинированной группе людей.

Обычно ВОИНОВ!

Где каждый физически чувствует плечо соратника, тоже, как и он, готового умереть и победить! Естественный образ, это не современная рассыпавшаяся цепь бойцов, а нечто монолитное, скреплённое цементом строгой дисциплины и приказов командиров.

Первое, что приходит на ум при такой мысленной визуализации – греческая фаланга.

Серая, каменная в своей ещё неподвижной готовности и потому несокрушимая.

Не знаю, получился ли анализ – мостик, а, если и получился, то, может, слишком уж хлипкий и желающих топать по нему не найдётся?

Я – прошёл…

Пусть качаясь, пусть хватаясь за верёвки ограждения, но ПРОШЁЛ.

Faciant meliora potentes. Пусть сделает лучше, кто может…

28 IV 2020

Only two phrases. (An attempt to analyze the literature chef-d’oeuvre.) Всего две фразы.: Один комментарий

  1. Уважаемая Narine,
    Рад, что Вам понравилась моя экспериментальная вылазка в анализ произведений искусства.
    Кстати, решились бы Вы пройти по сооружённому мной мостику?
    С благодарностью Ваш Эспри

    Нравится

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s