Spectral violin. Спектральная скрипка.

Навестил я недавно моего хорошего знакомого, преподавателя консерватории по классу скрипичного искусства, одновременно преподающего в музыкальной школе при консерватории.

В большой комнате с отличной акустикой было пустынно – ученики сидели дома, играли гаммы и другие музыкальные «домашние задания» через СКАЙП. Преподаватель слушал и морщился. Полоса пропускания была слишком узкой и «срезала» естественное звучание (а, может быть, микрофоны и динамики тоже вносили свою лепту в искажения). У одной стенки на стелажах лежали скрипки.

В витринке под стеклом красовались «знаменитые» скрипки выдающихся скрипачей: Перельмана, Штерна, Хейфица, Штефана Рухи и других.

А где же Амати, Гварнери, Страдивари? – Удивился я.

Это нам не по карману!!! Даже на этих скрипках дают играть на концертах только самым лучшим нашим студентам.

Видно было, что мой знакомец явно не в духе: «Этот идиотский карантин испортит на годы технику моих учеников, – сказал он с раздражением. (Мы оба, конечно же, масок не надевали, понимая всю бессмысленность этого фарса) — Всё придётся начинать с первых классов!»

Чтобы чем-то отвлечь его, я попросил исполнить «Moto Perpetuo» Никколо Паганини.

Он с радостью взял скрипку и тут же заиграл. Сказать честно, я не считаю это произведение удачным. Есть темп, есть разнообразие звуков, но нет некоторой «машинности» звучания, коей надо быть, коль скоро речь идёт о «Вечном движении». У Свиридова в его «Время, вперёд!» прямо ощущается мощное движение огромной машины, хотя, по чести, время летит и улетает от нас БЕЗЗВУЧНО.

«Оглянуться не успела,

Как зима катит в глаза»

ЖИЗНИ.

Вдруг я обратил внимание на отблеск от его скрипки. Красно-зелёный.

Что за чертовщина, – подумал, — у Скрябина есть, кажется, этюд цветомузыки, но я-то увидел отблеск от самой скрипки!

Когда он кончил играть и опустил скрипку, я увидел…

Струны скрипки были разноцветными! Он, заметив мой удивлённый взгляд, рассмеялся и объяснил:

Я поговорил со специалистами, включая физиков-акустиков, и выяснил, что если струны окрасить тончайшим слоем специальной краски, их звучание не изменится. И мне окрасили в специальной мастерской струны в цвета спектра. (Струн у скрипки, как вы знаете, четыре или пять). Так вот, самую басовую окрасили в густой красный цвет. Следующую — в жёлтый.

Ещё одну – в зелёный. А четвёртую, высокотональную – в синий. Если есть пятая, самая басовая, то её – в тёмнокрасный, а самую высокую – в фиолетовый.

Зачем? – Удивился я. – Ведь цвета струн видны только вблизи и то, если свет отражается от них соответствующим образом. Слушатели в зале этого не заметят!

Это я для младших классов придумал. Для ребёнка легче запомнить струны по цветам. Обратите внимание на цвет шейки грифа, он тоже меняется от тёмнокрасного до синего, в зависимости от того, где пальцы скрипача прижимают струну к грифу. Для студентов это, конечно же не требуется. Но, знаете, многие студенты мне признавались, что им БОЛЬШЕ НРАВИТСЯ играть на таких «спектральных скрипках». Некоторые даже заявляли, что обертоны у этих скрипок более насыщенные! Думаю, что это просто фантазии, хотя говорили мне это как раз студенты с не просто абсолютным слухом, но с особенно тонко «дифференцирующим»!

Я спросил: А можно ли сделать так, чтобы корпус скрипки тоже светился (не слишком ярко, конечно) разными цветами во время игры, да так, чтобы слушатели в концертном зале это видели даже из самых задних рядов?

По идее, – сказал он, – думаю, можно было бы поставить маленькие цветные лазерные диоды, получающие команды от миниатюрного звукоанализатора и тогда при тремоло, например, цвета не только будут меняться, но и вибрировать в такт звуку. Вопрос лишь – для чего. Ведь люди пришли слушать музыку, а не видеть её.

Одно другому не помешает, думаю, – ответил я, — Вот, и Скрябин тоже писал цветомузыку: Поэма экстаза и Поэма огня…

Цветомузыка, думаю, усилит эмоциональное воздействие на слушателей и, может быть, на самого исполнителя.

В заключении он исполнил для меня «Прелюдию и аллегро в стиле Пуньяни» Фрица Крейслера.

НЕ ДЛЯ МЕНЯ.

Истосковавшись по музыке, ученикам и слушателям, ДЛЯ СЕБЯ!

11 VI 2020

Spectral violin. Спектральная скрипка.: Один комментарий

  1. Уважаемая LiDea,
    Вновь, моя благодарность к Вам за интерес к столь разнообразным темам!
    Вообще-то, эту идею окраски струн можно применить и для других струнных инструментов: виолончель, контрабас, гитара, даже арфа. В фортепиано это делать бессмысленно, ибо не видно. А вот в ксилофоне — пластины можно тоже окрасить в соответствующие тона. На инструментах, имеющих много клапанов, тоже. Даже клавиши фортепиано можно окрашивать в семь цветов радуги, но различной «густоты» окраски в зависимости от положения октавы. Так что идея музыканта может найти своё применение.
    С признательностью Ваш Эспри

    Нравится

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s