Язык «науки» и язык науки.

Вопрос Нильсу Бору, заданный ему на семинаре в Москве:

«За счёт чего Вам удалось создать такую прекрасную научную школу, из которой вышли самые блестящие и талантливые физики?»

Бор:

«По-видимому то, что я никогда не боялся показаться дураком перед своими учениками,»

Обороты «сложность», «вероятность» и «вероятностный процесс» – это самые обычные эвфемизмы «учёных», скрывающий полное непонимание ни самого процесса, ни причин, его вызывающих, ни способности предсказать его результатов. Но признаться в своей интеллектуальной импотенции «учёным», да ещё «с ИМЕНЕМ», ну, никак невозможно из-за раздутого самообожания и сохранения «чести мундира», потому и прибегают к таким иносказательным выражениям: «Сложный», «Чрезвычайно сложный», «Вероятностный» и прочим малопонятным словооборотам, дабы внушить священный раболепный трепет перед их «высочайшим мышлением и глубочайшей образованностью» остальному стаду, не столь «учёных» тварей.

Ведь сколько сами положили сил и времени на собирание ненужного хлама догматов «Священного Псевдонаучного Писания», чтобы при любой возможности «чавой-то» вякнуть на очередном сборище таких же пройдох, пышно называемом «Научный конгресс» или что-нибудь другое, не менее высокопарное.

Не «образованность» нужна настоящему учёному, а умение обрабатывать любую, пусть, вроде бы, малозначащую информацию и извлекать из неё, МНОГОЗНАЧАЩИЕ выводы

Упомянутые эвфемизмы имеют давнюю историю.

Например, Шекспир в «Гамлете» проповедует нечто схожее без малейшей аргументации. Уже не раз писал об этом, когда Гамлет с понятным возмущением задаёт риторический вопрос Гильденстерну: «Что ж вы думаете, я хуже флейты?»

По смыслу вопрос НЕ ТОЧЕН! Не «ХУЖЕ», а «ПРОЩЕ»!

Но это просто неверный перевод Пастернака!

В оригинале :

« ’Sblood, do you think I am easier to be played on than a pipe?»

«(’Sblood – Ругательство на старом английском: «Кровь Божия!»), вы думаете, что на мне ЛЕГЧЕ ИГРАТЬ, чем на флейте?»

(Смысл показного возмущения Гамлета: Уж Я-то – страсть какая сложная и изощрённая ЛИЧНОСТЬ! Да, разве можно сравнивать меня с какой-то дудкой???!!!

Ответ: ДА, МОЖНО!

Ибо Гильденстерн такой же человек, как и Гамлет, а не флейта, на которой он играть не умеет. Зато человеческие «клапаны и струнки» ему, хорошо известны ПО СЕБЕ! И у Гамлета они – ТЕ ЖЕ САМЫЕ!

Косвенно, вкладывая эту мысль в уста Гамлета, Шекспир тоже воображает, что человек с его мощным мозгом несравненно «сложней» , более многогранен и разнообразен в своих качествах, чем простенькая трубочка флейты.

А на самом деле – никакой сложности. Несколько примитивных животных доминант-алгоритомов правят ЛЮБЫМ человеком безо всяких семи многоумных клапанов-дырочек тогдашней флейты!

Эпизод из книги Евы Кюри о своей матери, Марии Кюри-Склодовской, когда она, вместе с двумя дочерьми и Эйнштейном с сыном, совершали прогулку в 1913 году по горе Энгадин в Швейцарии:

«Эйнштейн, занятый своими мыслями, незаметно для себя, переходит через трещины, взбирается на отвесные скалы…

Вдруг он останавливается, хватает, хватает Мари за руку и с отчаянием восклицает:

«Вы понимаете, мадам, что мне надо знать, а именно, ЧТО происходит с пассажиром в лифте, если лифт падает в пространство…!»

Такая трогательная озабоченность переживаниями пассажира вызывает безумный смех у молодого поколения, не подозревающего, что это воображаемое падение лифта иллюстрирует отвлечённую проблему «относительности»».

ПРЕКРАСНАЯ ФРАЗА ИСТИННОГО УЧЁНОГО!

Быть учёным – это иметь вполне определённый характер: Чувствовать душевный, умственный и эмоциональный дискомфорт от непонимания чего-то. А значит, постоянно и неуклонно стремиться объяснить, хотя бы самому себе, это непонятное, причём достаточно убедительно и аргументированно, преодолевая холодное и трезвое сопротивление своего второго, остро критического «я»!

ВОТ ЯЗЫК НАСТОЯЩЕЙ НАУКИ, а не пустопорожняя наукообразная болтовня, оснащённая множеством «специфических» и заведомо непонятных терминов, за которой прячется полный умственный вакуум!

Конечно же, сопровождаемая сановитым сопением, глубокомысленным поджиманием губ, надуванием щёк и ОБЯЗАТЕЛЬНЫМ назидательным поднятием указательного пальца и так застывающим в позе вещающего нам-дуракам оракула на жутко высоком пьедестале!

Цитата из прекрасной книги нейрофизиолога Бернарда Катца «Нерв, мышца и синапс»

Речь идёт о так называемых «глиальных клетках, нейроглие», иначе называемых Шванновскими клетками, по имени учёного, их открывшего.

«Второе предположение состояло в том, что глиальные клетки, окружающие тела центральных нейронов, участвуют не столько инициации и быстрой передаче сигналов, сколько в длительном хранении информации, то есть имеют отношение к «памяти» на клеточном уровне.

Эта идея не лишена некоторой привлекательности, но в настоящее время память и глия имеют лишь одну действительно общую особенность:

Ни о той, ни о другой мы почти ничего не знаем!»

Замечательное честное высказываение настоящего и ЧЕСТНОГО учёного!!!

Вот примеры НАСТОЯЩЕГО ЯЗЫКА НАУКИ, а не квазинаучной болтовни глупцов и проходимцев о «голограммах мыслей в наших мозгах» или о жутких «разрывах несуществующих магнитных силовых линий» геомагнитного поля, выделяющих при этом энергию в космических масштабах!

12 II 2026

Leave a comment