Музыкальная глухота композиторов.

«Я книгу взял, восстав от сна,

И прочитал я в ней…»

Глупый напыщенный стишок Н.Некрасова, был уже мной упомянут в заметке «Бывали хуже времена…»

«Я песнь услышал, встав от сна»… С самого утра в голове стала крутиться идиотская песенка «Степь да степь кругом…». На слова Ивана Сурикова. (Не Василия– художника) и мелодию композитора Сергей Садовского.

И внезапно проклюнулся такой странный вопрос:

Могут ли быть КОМПОЗИТОРЫ музыкально глухими, то есть, не ВООБЩЕ глухими (Бетховен, например, от неуёмного питья стал глохнуть, а умер, по-видимости, от цирроза печени), а именно потерять «чувство музыки»?

Наверно, да.

Тот же Бетховен, в своих симфониях, произведениях программных, начав нечто маршево величественное, вдруг переходил в пляс вприсядку, совершенно неуместную и бездарную. Что ж, бывает, когда Вдохновение, только что мирно сидевшее на плечике и нашёптывавшее прекрасные звукосочетания, вдруг взмахнуло крылышками и упорхнуло, оставив композитора с чем-то заманчиво красивым, да у разбитого корыта.

А СОЧИНЯТЬ ДАЛЬШЕ ведь нужно!

А в голове — ни звука, вот и приходится подменять Вдохновение привычным и заурядным РЕМЕСЛОМ!

О четвёртой части Девятой и говорить уж нечего – полная бездарь, закамуфлированная мощью сотен глоток хора и крещендо оркестра.

Булат Окуджава, в песенке сострадающий всей душой к дамочке, обладательнице древнейшей профессии, «Всю ночь кричали петухи…», придал ей (песенке, а не дамочке) вдруг ритм марша!

И в упомянутой в начале заметки «Степь да степь кругом…» композитор тоже оглох музыкально и заставил умирающего ямщика, дающего наказ товарищу по профессии, встать со смертного одра и закружиться в ритме ВАЛЬСА!

У меня сразу всплыл в памяти анекдот брежневских времён:

«Брежнев: Товарищи, надо срочно что-то предпринимать с растущим маразмом членов ЦК!

Вот, вчера, например, на похоронах товарища Суслова, (Кстати, почему он отсутствует на данном совещании; никакой дисциплины!), так вот, вчера на похоронах товарища Суслова, когда заиграла музыка, Я – единственный, кто догадался пригласить даму на танец!»

«Чуя смертный час…» ямщик с товарищем поплыл, кружась в ритме вальса Штрауса, простите, Садовского.

Очередное «открытие» Эспри– музыкально-отоларингологическое.

Сразу видно, СПЕЦИАЛИСТ!

Faciant meliora potentes.

23 V 2025

P.S. Неожиданно в сознании зазвучал «Вальс Лары» француского композитора Мориса Жарре для посредственного фильма «Доктор Живаго», с прекрасными актёрами, как Джули Кристи, Род Стайгер, Алекс Гиннес, Рита Ташингхэм и абсолютно тупым и бездарным Омаром Шарифом, изображающим грека Живаго. в паре со столь же бездарной Джеральдиной Чаплин.

Вальс этот талантлив и очень хорош, СЛИШКОМ ХОРОШ, для слабого фильма по ещё более слабому роману Б.Пастернака, которому Нобелевский комитет, та ещё шарашкина контора, присудил Нобелевскую премию по литературе. Как затем, задолизательно дал её и вору Шолохову, в качестве «компенсации» за «Живаго», мол, простите, дорогие советские товарищи, ошибочка вышла!

НО МУЗЫКАЛЬНОЕ СХОДСТВО со «Степью…» «бросилось в уши». Хотя вальсирующий умирающий ямщик гораздо слабей музыкально, чем «Вальс Лары» Мориса Жарре.

Leave a comment